Сопровождение кровной семьи и ребенка в условиях детского дома
Сопровождать – это значит проходить с ребёнком часть его пути в качестве спутника или провожатого
(Н. Осухова)
Семья для ребенка – это традиционно главный институт воспитания. В последние годы существенным признаком состояния общества является социальное сиротство, которое связанно с ухудшением условий жизни большого количества семей. Основными причинами, по которым дети оказываются в детских домах, являются дезадаптация родителей, потеря ими жизненных ориентиров, алкоголизм, наркомания, безработица, родительская некомпетентность.
Каждый воспитанник, проживающий в учреждении не мечтает об идеальной замещающей семье, он хочет вернуться в свою кровную семью. Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства, привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности. Нельзя не учитывать, что если дети передаются на воспитание в замещающую семью, то они часто теряют связь с родными, находятся вдалеке от семьи, знакомых, друзей, территории, где начиналось их детство. И таким образом, испытывают серьезные психологические потери, а именно потеря родных родителей и кровных родственников – семьи, потеря (разлучение) с сиблингами, потеря осознания своего физического сходства с кем-то из родственников, потеря (нарушение) окружающей среды, в которой вырос ребенок: дом, игрушки, вещи, домашнее животное, социум (друзья, учителя и т.д.), географические и природные «потери», связанные с перемещением ребенка и т.д.
Дети должны жить с родителями – это их наиважнейшее право, а родители обязаны создавать условия для благополучия своих детей. Поэтому основной задачей деятельности администрации и педагогов детского дома является сопровождение кровных родителей и детей, направленное на сохранение, укрепление и/или восстановление семейных связей, благополучия и самостоятельности семьи.
В 2014 году, проанализировав накопленный практический опыт работы коллектива детского дома с кровной семьей, педагогами была разработана и реализуется «Программа сопровождения ребенка и его кровной семьи». Основная идея Программы – повышение у родителей социальной и родительской компетентности, привлечение к судьбе ребёнка его кровных родственников и сохранение родственных связей между сиблингами. Направлена программа на восстановления и укрепления семейных отношений и возвращение ребёнка в кровную семью. Сотрудники службы сопровождения семьи через комплекс мероприятий и взаимодействие с социальными службами и структурами оказывают адресную помощь родителям воспитанников, активно проявляющим свою родительскую позицию. Содействуют самостоятельному преодолению родителями жизненных трудностей и проблем. А также, осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей, временно помещённых в детский дом.
При поступлении ребёнка в детский дом, сотрудники службы сопровождения семьи, используя комплекс методик, изучают семейную ситуацию, анализируют и оценивают перспективу возращения родителей к нормальному образу жизни, безопасность возвращения ребенка в кровную семью, желание и возможности родителей выполнять родительские обязанности, обеспечивать ребенку достойные условия жизни. После чего, командой сопровождения семьи принимается решение о целесообразности профилактической работы с семьей. Ребенок только тогда может вернуться в семью, когда будут решены все текущие проблемы.
Привлечение родителей в совместное партнёрство – главная составляющая всей деятельности специалистов по сопровождению кровной семьи воспитанника детского дома. Родители участвуют в составлении совместного плана сотрудничества, определении действий, направленных на устранение причин, приведших к отобранию детей, и, как итог – возвращение их на воспитание в кровную семью.
В плане прописываются конкретные действия с обеих сторон, обсуждаются сроки выполнения и подведения итогов. Родители планируют обращение к врачу – наркологу (при необходимости) для определения формы лечения от алкогольной зависимости и последующее выполнение всех рекомендаций специалиста; создание необходимых условий по месту проживания детей (проведение ремонтных работ, генеральной уборки, погашение имеющихся задолженностей и т.д.); трудоустройство и соблюдение трудовой дисциплины; регулярное посещение ребенка в организации, выполнение алиментных обязательств и др.
Специалисты, реализуя план сотрудничества, проводят с родителями беседы, консультации, сопровождают встречи детей с родителями, их телефонные переговоры, содействуя укреплению внутри семейных отношений и помогая в разрешении проблем семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
Для поддержки и помощи родителям и детям в период кризиса привлекаются, также, близкие родственники семьи из числа благополучных, помогающие родителям организовать деятельность по возврату детей в семью, а детей поддержать общением во время вынужденной разлуки с семьёй.
В детском доме предусмотрена возможность общения кровных родителей, родственников и детей в уютной и семейной обстановке, в специально оборудованной гостиной, где дети с родителями могут поиграть, устроить чаепитие, творческую мастерскую. Для воспитанников созданы условия, приближенные к домашним, с целью сохранения родственных связей реализуется право детей-сиблингов проживать совместно, в одной группе.
Команда службы сопровождения семьи состоит из педагогов детского дома:
- социальный педагог является куратором сопровождения семьи, ведет сбор информации о семье, устанавливает контакт с кровными родителями и близкими родственниками, оказывает консультативную помощь по правовым вопросам, организует встречи в детском доме, свидания или переписку в случае нахождения родителей в местах лишения свободы, взаимодействует с организациями и учреждениями (специалисты по охране прав детей, судебные исполнители, центры помощи семье и детям и т.д.);
- педагог-психолог, используя комплекс методик, изучает мотивацию родителей на воссоединение семьи, уровень притязаний, личностных качеств, нравственных ценностей родителей; оказывает помощь родителям в осознании причин, приведших к отобранию детей, проводит мини-тренинги, способствует восстановлению/укреплению детско-родительских отношений;
- воспитатель оказывает консультативную помощь и педагогическое просвещение родителей, способствует укреплению детско-родительских отношений, сопровождает встречи детей с родителями, телефонные переговоры, переписку.
В процессе сопровождения семьи, для оказания индивидуальной консультативной помощи родителям могут быть привлечены другие специалисты детского дома: врач-педиатр, учитель-логопед.
Утрата родителей - самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка. Лишение родительских прав – это крайняя мера. Специалисты службы сопровождения семьи детского дома таким образом выстраивают свою работу, чтобы шансы на сохранение кровных семей, попавших в кризисную ситуацию, увеличились. За период реализации программы 30 детей возвращены в кровные семьи.
Социальный педагог О.В. Леванисова |